Сайт воспитателя Герингер Есении Николаевны
Юридическая информация: администратором (и лицом несущим всю ответственность за всё содержание) сайта 31408.maam.ru является пользователь МААМ Есения Герингер (УИ №496312, действует на основе Пользовательского Соглашения МААМ). СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. |
Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе самообслуживанияСообщение : «Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе самообслуживания»
Самообслуживание – это основа освоения ребёнком культурно-гигиенических навыков: навыков приёма пищи, раздевания и одевания, умывания и мытья рук. Оно формируется под воздействием трудового воспитания, при определённом уровне развития у ребёнка общей и мелкой моторики, зрения, слуха, мышления, внимания. Если у детей будут сформированы навыки самообслуживания, то ребёнок легче адаптируется к жизни в современном обществе. Формирование навыков самообслуживания в ДОУ осуществляется в двух формах: индивидуальной групповой Навыки самообслуживания, как и любые другие навыки, образуются не сразу. Для того чтобы дети научились правильно и хорошо умываться, одеваться, кушать нужно, чтобы дети хорошо поняли, как это следует делать. По мере формирования навыков педагог постепенно переходит от показа к подробным словесным объяснениям, они способствуют закреплению навыков, выработке точных движений.
Условия формирования навыков самообслуживания : Создание игровой ситуации. Использование различных игрушек. Сопровождение гигиенических действий стихотворным текстом, рассказами. Создание в группе развивающей среды Взаимодействие воспитателя с родителями детей Методы формирования навыков самообслуживания Наглядные методы: Показ выполнения каждого элемента деятельности и их последовательности. Алгоритмы (схемы) различных процессов самообслуживания : Наблюдение за действиями взрослого. Рассматривание иллюстраций, моделей. Словесные методы: Объяснения действий взрослого в ходе показа. Общее или индивидуальное напоминание. Контроль и оценка деятельности детей. Чтение художественной литературы. Практические, игровые методы: Сюрпризный момент. Игры с куклами. Упражнения в выполнении навыков самообслуживания. Использование спец. игр и пособий для обучения детей застегивания пуговиц и шнурков. Методика формирования навыков самообслуживания Формируя у детей младших групп навыки самообслуживания, важно научить их самостоятельно принимать пищу, умываться, одеваться и раздеваться. Учить детей совершенствовать действия в определенной последовательности, сопровождая каждое действие пояснением. Умение самостоятельно и правильно держать ложку. В средней группе, помимо закрепления ранее усвоенных навыков, проводится работа по формированию у детей более сложных навыков самообслуживания, дети могут проявлять большую самостоятельность в умывании, одевании, приеме пищи. Эти задачи остаются на данной возрастной ступени по-прежнему главными. За детьми старшего дошкольного возраста закрепляется ряд более сложных обязанностей по самообслуживанию. Это очень важно, потому что постоянные поручения повышают чувство ответственности, дают возможность ребятам, ощутить значение своего труда для окружающих, вырабатывают необходимую для обучения в школе, в жизни привычку к трудовому усилию. Чтобы научить детей умываться требуется немало времени. Важно учить детей совершать действия в определенной последовательности. Взрослый показывает детям, как это делается: «Посмотрите, дети, как я умываюсь чисто и аккуратно». Все действия сопровождаются пояснением. Формируя навыки умывания, важно не стеснять детскую самостоятельность. Подводя небольшую группу малышей (3-4 человек) к умывальнику, важно говорить: «Вы умывайтесь сами, а я вам помогу». При этом взрослый незаметно для детей помогает аккуратно и чисто умыться. Обучение детей навыкам умывания происходит постепенно. Сначала необходимо показать и объяснить лишь самые простые действия (смочить руки водой, намылить, потереть ладошки и тыльную часть рук, смыть). Уже через два месяца у детей образуются довольно прочные умения, что дает возможность усложнять требования, например, научить завертывать рукава, отжимать руки после умывания. Также важно постепенно приучать детей правильно пользоваться полотенцем: показывать, как нужно держать полотенце, как вытираться, поощрять тех, которые делают это правильно. По окончании умывания нужно обращать внимание детей на их внешний вид, отмечать, что они стали чистые, аккуратные, на них приятно смотреть. Малыши очень любят, когда взрослые замечают их достижения. Поэтому очень важно внимательно наблюдать за детьми и у каждого найти и отметить что-нибудь положительное. Воспитание овладения навыками трудовой деятельности в процессе питания у младших дошкольников начинается с формирования культуры поведения во время еды: правильно пользоваться столовыми приборами (столовой и чайной ложками, вилкой); умение аккуратно пользоваться салфеткой, не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать во время еды, спокойно ждать, когда подадут следующее блюдо, благодарить за еду. Готовясь к обеду или завтраку, хорошо обратить внимание детей на то, как чисто на столах, напомнить, что надо есть аккуратно, не проливать, наклоняться над тарелкой. Очень важно ежедневно следить за тем, кто из детей и как выполняет эти указания. Если ребенок забыл какое-либо требование, нужно в начале завтрака или обеда подходить к малышу, напомнить, как правильно держать ложку, сколько брать пищи. Все это надо делать незаметно, не отвлекая других детей от еды. И немало важно ставить в пример детей, которые правильно ведут себя за столом, аккуратно, самостоятельно едят. В одевании и раздевании дети младшего дошкольного возраста первоначально проявляют большую беспомощность. Нужно учить малышей одеваться, раздеваться, соблюдая при этом определенную последовательность: что в первую очередь снять или надеть, куда положить одежду. Помогать следует в первую очередь тем детям, которые больше всего в этом нуждаются. Ребенок слушает, что говорит взрослый, и постепенно начинает делать то же самое. Научить детей последовательно одеваться и раздеваться, проявлять большую самостоятельность в этой форме трудового воспитания можно при рассматривании сюжетных картинок (например, картинки «На прогулку», «Кукла Маша собирается гулять»). По мере овладения детьми навыками одевания и раздевания нужно постепенно переходить от непосредственной помощи и к напоминанию действий. Главное постоянно отмечать успехи детей: «Никита сегодня оделся первый, и посмотрите, как аккуратно». Повышает интерес у детей к самостоятельной деятельности использование игрушек, организация игр с ними (куклу одеть, раздеть, уложить спать, накормить) и в кукольный театр. Содержание таких игр можно придумать самим, используя факты из жизни детей группы. Малыши смотрят, что делают куклы, звери, вспоминают, как они сами все это выполняют: «Я сама умею одеваться», «А я правильно умываюсь, не лью воду на пол» и т. д. Особое воздействие на чувства детей оказывают художественные произведения (А. Барто «Девочка чумазая», Е. Благинина «Не мешайте мне трудиться»; К. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе» и др.) Чтобы вызвать у детей желание умываться и сделать для них этот процесс легким и приятным, можно использовать песенки, потешки «Баю-баю, баю-баю», «Кисонька-Мурысенька», «Водичка-водичка», «Наша Маша». Таким образом, постепенное приучение детей к труду в процессе самообслуживания практически выражается в том, что сначала работу, которая для ребенка представляет известную трудность, он делает вместе со взрослым, вникая в объяснение. Потом он начинает сам выполнять отдельные действия. И наконец, выполняет работу полностью, хотя и под контролем взрослого.
20 февраля 2025 в 11:24
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.